способ декоративной штукатурки

способ декоративной штукатурки

Способы нанесения декоративной штукатурки: их особенности и технология

by Александр Куликов в Отделка | 1 коммент.

Ни для кого не секрет, что декоративные штукатурки бывают разными – даже внутри одного вида существует масса различных разновидностей. Все они наносятся различными способами, и общего между собой практически ничего не имеют – в большинстве случаев это готовые составы, структура которых продумана предприятием-производителем. Но существуют и такие разновидности данной технологии отделки, которые заставляют проявить человека свое творческое начало – как структуру, так и расцветку и даже рисунок человеку приходится продумывать самостоятельно. В большинстве случаев для нанесения таких шедевров применяется не один, а несколько способов нанесения штукатурной смеси. Именно о них и пойдет разговор в данной статье. Вместе с сайтом stroisovety.org мы изучим различные способы нанесения декоративной штукатурки, используя которые вы сможете самостоятельно создавать уникальную отделку поверхностей.

Декоративная штукатурка: виды и способы нанесения фото

Способы нанесения декоративной штукатурки: классический вариант

Что такое классический способ нанесения декоративной штукатурки? Это отделка стен и других поверхностей с помощью кельмы – этот вариант нанесения декоративной штукатурки своими руками приемлем практически для любого готового варианта отделки, о структуре, рисунке и цвете которого заботится производитель. Это и венецианская штукатурка, и тот же короед, и даже жидкие обои. По большому счету, технология очень простая, как бы ни говорили обратное специалисты – немного тренировки и все получится самым лучшим образом.

Знаете, почему говорю с такой уверенностью? Потому что наносимый слой такого материала предопределен производителем – это либо минимальный слой, либо слой, фиксированный наполнителем. Меньше чем нужно сделать его не получится, а в большем слое резона мало. Кто-то может противопоставить сложность технологии, но и здесь проблем не будет, так как действуя строго по инструкции, сплоховать тоже достаточно сложно. С готовыми составами работать легко, и практически все они наносятся по одному принципу, за исключением некоторых деталей.

  • Первый этап – это подготовительный этап. И первое, что здесь следует понять, это то, что посредством декоративной штукатурки стены не выравнивают – это дорого и неправильно в принципе. Именно по этой причине перед нанесением декоративной штукатурки о ровности поверхности следует позаботиться заранее. Также на подготовительном этапе работ, связанном с нанесением декоративных штукатурок, производится грунтовка поверхности, обеспечивающая надежность сцепления основания и самой отделочной массы. В некоторых разновидностях данного отделочного материала (например, венецианская штукатурка) грунтовка играет и декоративную роль – полосы от нее просматриваются сквозь основную массу материала, создавая определенные эффекты.
  • Декоративная штукатурка двухцветная: способ нанесения фото

    И завершает подобные технологии нанесения декоративной штукатурки покрытие поверхности защитным материалом. Для гладких штукатурок это воск и масла на его основе, а для рельефных и структурных в большинстве случаев применяются водорастворимые лаки.

    Как наносить декоративную штукатурку на стены: структурные штампы

    Что такое структурный штамп? Это специальный инструмент и насадка на классический инструмент, которая при соприкосновении с нанесенной на поверхность штукатуркой оставляет оттиск – рисунок. Вариантов здесь не так уж и много – это либо специальные губки, либо валик. В большинстве случаев такие инструменты производятся на заказ – это ручная работа, которую, по большому счету, можно выполнить и самостоятельно. Вариантов здесь довольно много – это и выщипывание различных отверстий в поролоновом валике, и приматывание или пришивание кусочков тряпочек, ниточек и тому подобных вещей к меховому валику. В общем, кто на что горазд и кто в чем видит красоту. Вся сложность такого способа нанесения декоративной штукатурки заключается в том, что пока не попробуешь такой инструмент в действии, трудно вообще говорить о конечном результате – нужно экспериментировать, добавляя или убавляя элементы на валике.

    Декоративная штукатурка рельефная: способы нанесения фото

    Ну а в целом, если говорить о подобных технологиях, то выглядят они практически все одинаково.

  • Как и в предыдущем случае, сначала производится подготовка поверхности.
  • На втором этапе работ на подготовленное основание наносится раствор – это может быть и обычная цементно-песчаная смесь, и гипсовая шпаклевка, и даже клей для плитки. Наносится любой из этих растворов шпателем – сразу же задается необходимый слой.
  • Дальше по свежей смеси наносится структура – просто поверхность прокатывается валиком или прожимается губкой.
  • Еще одна проблема, связанная с таким способом нанесения декоративной штукатурки, заключается в свойствах растворов – они тянутся за валиком или губкой, создавая острые и грубые выступы. Убрать их можно только одним способом – сгладить поверхность механическим способом, с помощью все той же кельмы. Делать это нужно тогда, когда смесь наполовину подстынет или, как говорят строители, обветрится. Кстати, это один из способов нанесения декоративной штукатурки короед – для его осуществления не нужно приобретать специальные составы. Оштукатуренная тонким слоем стена прокатывается валиком, после чего (естественно, после подсыхания раствора) структура смазывается кельмой.

    Декоративная штукатурка: виды и способы нанесения с помощью компрессора

    Таким способом наносится на стены ограниченное количество видов декоративной штукатурки – в основном это различного типа крошка или простой последовательный набрызг гипсового или цементного состава. Для его осуществления необходимо специальное оборудование – как и говорилось выше, это компрессор и так называемый хоппер (особый краскопульт, если, конечно, так можно выразиться). Недостатком данного варианта декоративной штукатурки является однотипность – вы сможете регулировать размер капли, густоту ее нанесения и не более. В принципе, этого иногда вполне достаточно, чтобы получить довольно интересную поверхность.

    Как наносить декоративную штукатурку на стены фото

    Если подробно изучать технологию набрызгивания декоративной штукатурки на стены, то представить ее можно в виде следующей последовательности работ.

  • Стандартная подготовка основания, которая включает в себя этап выравнивания поверхности и этап грунтовки.
  • Набрызг. Как правило, нанесение капли с компрессора производится в несколько заходов – в большинстве случаев она набрызгивается на стену в три слоя. Первый слой является основополагающим – он задает общий тон поверхности и наносится довольно густо. Второй слой, как правило, другого цвета, наносится несколько реже, ну и третий слой – это, так сказать, редкие вкрапления, которые придают поверхности своеобразный колорит. Каждый отдельный слой должен хорошенько высохнуть – в противном случае капли будут смешиваться и получится смазанная картина.
  • Нанесение защитного покрытия. Когда декоративная штукатурка высохнет, она стандартно покрывается водорастворимым лаком. Дополнительно можно разнообразить получившуюся картину различными добавками в лак.

    Способы нанесения декоративной штукатурки фото

    Особое внимание в процессе нанесения декоративной штукатурки данного типа нужно уделить приготовлению смеси. В магазине она не продается – ее придется готовить самостоятельно. Ее состав довольно простой – 2 части готовой акриловой шпаклевки и одна часть водоэмульсионной краски. Краситель добавляется по желанию и в нужном количестве – такую смесь можно даже заколеровать с помощью компьютерной установки.

    Это не единственные варианты, а вернее способы нанесения декоративной штукатурки своими руками – по большому счету, этот процесс может предусматривать использование и других стандартных и не совсем обычных инструментов. Довольно часто используется зубчатый шпатель, которым наносится клей для плитки, также могут применять кисти, различные палочки и многое другое. Подходя к этому вопросу, самое главное понимать, что это творческий процесс, и именно по этой причине использовать можно все что угодно. Современные художники пишут картины не только кистями, но и руками, ногами и даже другими частями тела. В большинстве случаев наибольший эффект и возможности возникают в процессе комбинирования различных инструментов и технологий.

    Нанесение декоративной штукатурки

    Способ получения финишного покрытия, при котором используется нанесение декоративной штукатурки, в последнее время очень популярен. Объяснение этому самое простое – большой выбор исходного материала, получение любого цвета покрытия и самые разнообразные, зачастую неповторимые, готовые поверхности, примеры которых можно увидеть ниже.

    Используемые материалы

    Если попытаться найти точное, устоявшееся и единое определение, что такое декоративная штукатурка, то это будет лишь трата времени. Общепринятого определения просто нет, каждый из авторов и специалистов имеет своё понятие и своё толкование, но все сходятся в одном – декоративная штукатурка служит созданию оригинального финишного покрытия благодаря используемым материалам и способам нанесения декоративной штукатурки.

    Зачастую именно состав материала закладывает все дальнейшие операции по его применению, а методы нанесения обычной смеси позволяют превратить её в декоративную штукатурку и получить рельефные и оригинальные поверхности.

    Состав штукатурки

    Общепринятая классификация подобных материалов – по типу связующего вещества и размерам частиц наполнителя. Обычно применяются два типа связующих веществ – синтетические и минеральные. В качестве минеральных связующих веществ используются цемент или известь, а в роли синтетических – синтетические смолы (поливинилацетатные, стирол-акриловые, акриловые и т.д.). Наибольшее распространение получили смеси на основе синтетических смол, в частности их водных растворов.

    Смеси на минеральной (цементной) основе чаще используются для нанесения декоративной штукатурки при внешней отделке.

    В качестве наполнителя чаще всего применяют кварц, гранитную или мраморную крошку, или их смеси. В этом случае классификация производится по размеру наполнителя, чем больше размер частиц, тем более крупнозернистой считается смесь. Общепринято, что для внутренней отделки предпочтительней использовать мелкозернистые смеси, для наружной – крупнозернистые, хотя тут нет однозначных правил, всё может быть и наоборот. Нанесение декоративной штукатурки связано с размерами фракций наполнителя, чем фракция крупнее, тем выше расход материала при выполнении работ.

    Виды штукатурки

    В продаже штукатурка бывает нескольких видах:

    • готовая к употреблению, обычно на основе синтетических смол;
    • сухая смесь;
    • декоративная штукатурка для внутренних работ, предназначенная для создания какого-то вида покрытия (венецианская, короед, и т.д.).

    Результат, получаемый при использовании сухой и готовой к употреблению смеси обычно одинаковый, если не касаться специальных случаев. Но готовая штукатурка требует меньше времени на подготовительном этапе и чаще применяется, когда выполняют нанесение декоративной штукатурки своими руками.

    Совсем другой случай, когда выполняется работа с использованием специально приготовленной декоративной штукатурки – такой как венецианская, короед или какой-либо другая. В этом случае техника нанесения декоративной штукатурки предопределена, и если она будет нарушена, то ожидаемый результат не получится.

    Способы нанесения штукатурки

    Технологию нанесения подобного материала открыли ещё в античном мире. За это время было создано множество самых разных способов, как наносить декоративную штукатурку. Наиболее привлекательными и интересными выглядят рельефные и фактурные поверхности. Попытаемся рассмотреть возможные способы получения некоторых из них. Но прежде чем вы приметесь за работу по получению таких поверхностей, надо запасти нужный инструмент и подготовить основу к нанесению штукатурки.

    Используемый инструмент

    Если принято решение, что на стенах будет нанесена декоративная штукатурка, технология нанесения такого покрытия требует применения следующих инструментов, причём этот список не является исчерпывающим:

    • ёмкость для разведения штукатурки;
    • кельма;
    • полутёрок;
    • скребок;
    • разнообразные шпатели;
    • валики, ванночки, кисти, гребешки, щётки;
    • дрель с насадкой типа миксер.

    Инструмент лучше всего использовать кованный из нержавеющей стали. Дело в том, что инструмент из обычной стали может оставлять на поверхности незаметные ржавые пятна, которые потом невозможно удалить.

    Подготовка поверхности

    Независимо от того, какие способы нанесения декоративной штукатурки будут использованы, работы начинаются с подготовки поверхности. Она должна быть ровной, чистой и сухой, все следы старого покрытия должны быть удалены, трещины, неровности заделаны.

    После этого на поверхность должна быть нанесена грунтовка. Она обеспечит хорошую адгезию и долговечность декоративному покрытию. Вполне возможно, что потребуются ещё какие-то дополнительные подготовительные меры, они должны быть изложены в инструкции по применению штукатурки и подлежат обязательному выполнению.

    А вот после того, как поверхность готова, можно рассмотреть разнообразные виды нанесения декоративной штукатурки.

    Метод набрызга

    Описываемый метод – это самый простой вариант создания рельефа на оштукатуренной поверхности, хотя он может называться как-то по-другому, или результат его применения будет носить своё самостоятельное название, например, декоративная штукатурка “снежок”. Способ набрызга осуществляется так — после нанесения и высыхания первого слоя, поверх него наносится новый. Для получения фактуры могут применяться разные инструменты, вплоть до использования веника.

    Выглядеть это будет так – веник берут в одну руку, в другую – палку, веник окунают в раствор и ударяют по палке так, чтобы брызги раствора летели на стену. На поверхности штукатурки будут получаться хлопья, набрызги, размер которых зависит от веника и густоты раствора. Поверхность, на которую наносятся брызги штукатурки, может быть предварительно окрашена, например, в синий цвет, а наносимые пятна быть белого цвета.

    Похожим на описанный способ является так называемая итальянская отделка. Здесь все операции практически совпадают с изложенными выше. После нанесения накрывочного слоя и его разравнивания, не дожидаясь высыхания, наносят второй слой другого цвета. Так, если первый слой был зелёным, то второй может быть жёлтым. При нанесении второго слоя он должен перекрыть большую часть предыдущего слоя. Пока материал не затвердел, его разглаживают.

    Подробней описанное позволит увидеть нанесение декоративной штукатурки — видео, приведённое ниже:

    Создание рельефной поверхности кельмой

    Для создания оригинальной поверхности можно пользоваться не только привычными инструментами. После того, как выполнен накрывочный слой, на кельму накладывают немного штукатурки, и она лёгкими движениями вдоль поверхности переносится на основу, создавая при этом своеобразный рисунок. Увидеть, как это выполняется, помогут размещённые ниже материалы — способы нанесения декоративной штукатурки видео:

    Нанесение декоративной штукатурки

    Способ получения финишного покрытия, при котором используется нанесение декоративной штукатурки, в последнее время очень популярен. Объяснение этому самое простое – большой выбор исходного материала, получение любого цвета покрытия и самые разнообразные, зачастую неповторимые, готовые поверхности, примеры которых можно увидеть ниже.

    Используемые материалы

    Если попытаться найти точное, устоявшееся и единое определение, что такое декоративная штукатурка, то это будет лишь трата времени. Общепринятого определения просто нет, каждый из авторов и специалистов имеет своё понятие и своё толкование, но все сходятся в одном – декоративная штукатурка служит созданию оригинального финишного покрытия благодаря используемым материалам и способам нанесения декоративной штукатурки.

    Зачастую именно состав материала закладывает все дальнейшие операции по его применению, а методы нанесения обычной смеси позволяют превратить её в декоративную штукатурку и получить рельефные и оригинальные поверхности.

    Состав штукатурки

    Общепринятая классификация подобных материалов – по типу связующего вещества и размерам частиц наполнителя. Обычно применяются два типа связующих веществ – синтетические и минеральные. В качестве минеральных связующих веществ используются цемент или известь, а в роли синтетических – синтетические смолы (поливинилацетатные, стирол-акриловые, акриловые и т.д.). Наибольшее распространение получили смеси на основе синтетических смол, в частности их водных растворов.

    Смеси на минеральной (цементной) основе чаще используются для нанесения декоративной штукатурки при внешней отделке.

    В качестве наполнителя чаще всего применяют кварц, гранитную или мраморную крошку, или их смеси. В этом случае классификация производится по размеру наполнителя, чем больше размер частиц, тем более крупнозернистой считается смесь. Общепринято, что для внутренней отделки предпочтительней использовать мелкозернистые смеси, для наружной – крупнозернистые, хотя тут нет однозначных правил, всё может быть и наоборот. Нанесение декоративной штукатурки связано с размерами фракций наполнителя, чем фракция крупнее, тем выше расход материала при выполнении работ.

    Виды штукатурки

    В продаже штукатурка бывает нескольких видах:

    • готовая к употреблению, обычно на основе синтетических смол;
    • сухая смесь;
    • декоративная штукатурка для внутренних работ, предназначенная для создания какого-то вида покрытия (венецианская, короед, и т.д.).

    Результат, получаемый при использовании сухой и готовой к употреблению смеси обычно одинаковый, если не касаться специальных случаев. Но готовая штукатурка требует меньше времени на подготовительном этапе и чаще применяется, когда выполняют нанесение декоративной штукатурки своими руками.

    Совсем другой случай, когда выполняется работа с использованием специально приготовленной декоративной штукатурки – такой как венецианская, короед или какой-либо другая. В этом случае техника нанесения декоративной штукатурки предопределена, и если она будет нарушена, то ожидаемый результат не получится.

    Способы нанесения штукатурки

    Технологию нанесения подобного материала открыли ещё в античном мире. За это время было создано множество самых разных способов, как наносить декоративную штукатурку. Наиболее привлекательными и интересными выглядят рельефные и фактурные поверхности. Попытаемся рассмотреть возможные способы получения некоторых из них. Но прежде чем вы приметесь за работу по получению таких поверхностей, надо запасти нужный инструмент и подготовить основу к нанесению штукатурки.

    Используемый инструмент

    Если принято решение, что на стенах будет нанесена декоративная штукатурка, технология нанесения такого покрытия требует применения следующих инструментов, причём этот список не является исчерпывающим:

    • ёмкость для разведения штукатурки;
    • кельма;
    • полутёрок;
    • скребок;
    • разнообразные шпатели;
    • валики, ванночки, кисти, гребешки, щётки;
    • дрель с насадкой типа миксер.

    Инструмент лучше всего использовать кованный из нержавеющей стали. Дело в том, что инструмент из обычной стали может оставлять на поверхности незаметные ржавые пятна, которые потом невозможно удалить.

    Подготовка поверхности

    Независимо от того, какие способы нанесения декоративной штукатурки будут использованы, работы начинаются с подготовки поверхности. Она должна быть ровной, чистой и сухой, все следы старого покрытия должны быть удалены, трещины, неровности заделаны.

    После этого на поверхность должна быть нанесена грунтовка. Она обеспечит хорошую адгезию и долговечность декоративному покрытию. Вполне возможно, что потребуются ещё какие-то дополнительные подготовительные меры, они должны быть изложены в инструкции по применению штукатурки и подлежат обязательному выполнению.

    А вот после того, как поверхность готова, можно рассмотреть разнообразные виды нанесения декоративной штукатурки.

    Метод набрызга

    Описываемый метод – это самый простой вариант создания рельефа на оштукатуренной поверхности, хотя он может называться как-то по-другому, или результат его применения будет носить своё самостоятельное название, например, декоративная штукатурка “снежок”. Способ набрызга осуществляется так — после нанесения и высыхания первого слоя, поверх него наносится новый. Для получения фактуры могут применяться разные инструменты, вплоть до использования веника.

    Выглядеть это будет так – веник берут в одну руку, в другую – палку, веник окунают в раствор и ударяют по палке так, чтобы брызги раствора летели на стену. На поверхности штукатурки будут получаться хлопья, набрызги, размер которых зависит от веника и густоты раствора. Поверхность, на которую наносятся брызги штукатурки, может быть предварительно окрашена, например, в синий цвет, а наносимые пятна быть белого цвета.

    Похожим на описанный способ является так называемая итальянская отделка. Здесь все операции практически совпадают с изложенными выше. После нанесения накрывочного слоя и его разравнивания, не дожидаясь высыхания, наносят второй слой другого цвета. Так, если первый слой был зелёным, то второй может быть жёлтым. При нанесении второго слоя он должен перекрыть большую часть предыдущего слоя. Пока материал не затвердел, его разглаживают.

    Подробней описанное позволит увидеть нанесение декоративной штукатурки — видео, приведённое ниже:

    Создание рельефной поверхности кельмой

    Для создания оригинальной поверхности можно пользоваться не только привычными инструментами. После того, как выполнен накрывочный слой, на кельму накладывают немного штукатурки, и она лёгкими движениями вдоль поверхности переносится на основу, создавая при этом своеобразный рисунок. Увидеть, как это выполняется, помогут размещённые ниже материалы — способы нанесения декоративной штукатурки видео:

    Декоративная штукатурка: приготовление, подготовка, приемы работы, разновидности

    Декоративная штукатурка вместе с искусственным камнем прочно держит пальму первенства среди отделочных материалов. При использовании натуральных материалов и традиционных технологий декоративная штукатурка своими руками экономит до 80% затрат на отделку или позволяет начать высокорентабельный мелкий бизнес: компоненты дешевы, а работа сложна и дорога.

    Образцы декоративной штукатурки

    Другое немаловажное достоинство – огромное богатство расцветок, фактур и рельефов, примерно равноценных по трудоемкости и себестоимости. На рисунке – лишь малая часть из доступных текстур, каждая из которых имеет еще и разновидности, и может варьироваться в зависимости от способа нанесения. В интерьере декоративная штукатурка дает свободу дизайна: нужно только сказать, какая поверхность нужна, а мастера сделают, лишь бы заказчик не требовал другой вид отделки.

    Люди с художественными способностями только штукатуркой могут создавать настоящие произведения искусства, см. след рис. Умелый мастер может добиться эффекта полного присутствия настоящего в выдуманном, как на рис. слева. Но, конечно, прежде чем браться за такие работы, нужно полностью освоить всю технологию и до тончайших нюансов прочувствовать материал.

    Живописные работы декоративной штукатуркой

    Наконец, в продаже имеется много готовых смесей на полимерной основе, прочных, стойких и предназначенных для разных режимов температуры и влажности. Хотя они не дешевы, но технология нанесения декоративной штукатурки промышленного производства не сложна, тщательного трудоемкого выравнивания подстилающей поверхности не требуется, так что в целом отделка декоративной штукатуркой может оказаться дешевле обычной штукатурки с последующей поклейкой обоев и покраской.

    Так из чего его делают, этот замечательный материал? Можно ли его сделать самому? Как с ним работать?

    Сделать декоративную штукатурку самому из натуральных компонент несложно, нужна только аккуратность и простой инструмент. Готовые смеси на полимерной основе требуют промышленной технологии изготовления, но отделывать ими стены проще, чем штукатурить под обои или покраску. Работа с декоративной штукатуркой технически не сложна, но самый точный робот с ней не справится: нужна некоторая доля художественного вкуса.

    А самое главное – речь идет не об одном материале, а о многих видах и разновидностях. Основные будут описаны в настоящей статье, но прежде всего – о составе и его компонентах. Затем – подготовительные работы, и уж потом – за дело.

    Состав и компоненты

    Декоративная штукатурка для внутренних работ состоит из наполнителя, дающего общий тон, прочность и стойкость, пигмента (колера), структурных (моделирующих) элементов, поверхностных или объемных, и связующего, скрепляющего все это в монолит. Готовое покрытие для повышения поверхностной стойкости лессируют – вводят в тонкий поверхностный слой упрочняющий состав.

    Наполнители

    Самым распространенным наполнителем был и остается чистый мелкий белый речной песок или тонко молотый кварцевый песок. Для настоящей венецианской штукатурки (см. далее) его частично или полностью заменяют мраморной мукой. Все большее распространение получают синтетические самоформирующиеся наполнители (высыхая, штукатурка сама сморщивается в уникальный рельеф), но смеси с ними производятся только промышленным способом и продаются готовыми.

    Смеси придают окраску (колеруют) пигментами, минеральными и органическими синтетическими. Натуральные органические пигменты (кошениль, индиго) в штукатурке быстро выгорают. Пигмент может быть в виде порошка, тогда его вводят в наполнитель до замешивания; пастообразные и жидкие пигменты вводят в готовую к нанесению смесь.

    Для создания любого цвета в принципе достаточно красного, зеленого и синего – основных базисных цветов, но штукатурка сама по себе не светится, ее цвет создается за счет вычитания дополнительных цветов из отраженного белого. В колориметрии такой способ расцвечивания называется субстрактивным.

    Поэтому, чтобы получить чистые и/или глубокие тона, нужны дополнительные цвета: желтый, голубой (бирюзовый) , пурпурный (лиловый, фиолетовый) , и ключевой цвет (key color) ; при белой подложке ключом будет черный. Синтетических пигментов любого цвета в продаже более чем достаточно, а из минеральных для натуральной штукатурки можно рекомендовать следующие:

    • Красный – красная охра, прокаленный гематит, красный кадмий. Киноварь – ни в коем случае, это соединение ртути! Кадмий тоже токсичен, но не летуч, химически стоек и из штукатурного слоя не мигрирует.
    • Желтый – желтые охры, аурипигмент, желтый сурик.
    • Зеленый – малахит (молотый), псевдомалахит, керченит, зеленый хром, бриллиантовый зеленый в порошке.
    • Голубой – синий (след. пункт) в смеси с цинковыми или титановыми белилами; азурит и диоптаз дороги.
    • Синий – лазурит (ляпис-лазурь), синий кобальт, вивианит (минеральный индиго).
    • Фиолетовый – прокаленный лазурит, окислы марганца. Аптечная марганцовка не годится, и вовсе не из-за регламентированного оборота: химически агрессивна (сильный окислитель), активно мигрирует.
    • Коричневый – темные охры, железный сурик.
    • Черный – сажа газовая, древесный уголь.

    Примечания:

  • Фиолетовый, лиловый и пурпурный; голубой с бирюзовым – зрительно разные цвета. Но относятся они к одной зоне спектра – смешивая их с желтым, можно получить один и тот же красный или зеленый, только соотношение компонент будет иным.
  • Газовую сажу не выскребают из дымохода. Она продается именно как пигмент в строительных и художественных магазинах.
  • В общем, для декоративной штукатурки стен пойдут любые минеральные пигменты для станковой живописи, дело только в цене. Есть же разница – написать икону, которую потом купят за несколько тысяч долларов, или отделать два десятка квадратов, уложившись в семейный бюджет. Для блеска в качестве пигмента используют металлические порошки.

    Органические пигменты дешевле многих минеральных, могут быть иридирующими (жемчужными, металлик) и флуоресцентными (самосветящимися после облучения Солнцем). Но учтите – органики, которая не выгорала бы десятилетия, не говоря уже о столетиях, нет и в принципе быть не может. Наивысшая достигнутая на сегодня ее стойкость к ультрафиолету – 80 лет, при цене покрытия $4 за квадратный дюйм.

    Моделирующие элементы

    Для формирования текстурной поверхности в смесь вводят, или напыляют на готовое покрытие, разного рода хлопья, волокна, гранулы, вплоть до золотых шариков. Подробнее об этом будет сказано в описании видов штукатурок, но важно знать: минеральные штукатурные смеси структурируются очень плохо. Нужно или точно соблюдать проверенные рецепты, или иметь огромный опыт работы, чтобы экспериментировать самому.

    Для штукатурки используют минеральные и органические полимерные связующие. Первые не очень липки, но проверены веками и дешевы; вторые – намертво прилипают к чему угодно, кроме чистого стекла, полированного металла, полиэтилена и фторопласта, хорошо тянутся при высыхании, но дороги и в эксплуатации менее 100 лет.

    Минеральное

    Цемент и простой гипс для декоративной штукатурки не используются: первый дает слишком грубую поверхность и грязноватый тон окраски, а второй непрочен. В продаже есть смеси на основе модифицированного полимерными присадками гипса, но их надежность веками еще не проверена.

    Натуральную декоративную штукатурку чаще всего делают на известковом тесте. Она дешева, прочна, долговечна, позволяет использовать самые разные декоративные техники, но ее адгезионная способность невелика, поэтому требуется хорошая, и довольно трудоемкая, подготовка поверхности. Рельеф можно получить только лепкой по мокрому или по трафарету – не пластична, не тянется.

    Иногда, для не особо ответственных по дизайну, но требующих повышенной стойкости покрытий (например, в прихожей), берут штукатурку на связующем из жидкого стекла – силикатную. Она прочна, хорошо липнет, но грубовата, и вводить в нее можно далеко не всякий пигмент.

    Для особо ответственных случаев связующее берут магнезиальное: каустический магнезит (окись магния) MgO, затворенный водным раствором хлорида магния MgCl2. Компоненты едкие, по отдельности опасные, смесь нужно готовить непосредственно перед применением, строго соблюдая правила химической технологии, но штукатурка выходит исключительно прочной и влагостойкой.

    Органическое

    Основные органические связующие – акриловая смола и силикон, который уже кремнийорганика. И то, и другое отлично липнет и тянется. Акрил гораздо дешевле; цена готового покрытия сопоставима с таковой на «минералке»; толщина слоя – до 12 мм. Силикон очень дорог, но позволяет делать выпуклые барельефы, горельефы и даже круглую скульптуру.

    Стандартный состав штукатурных смесей для внутренней отделки таков:

  • наполнитель – 3 весовых части;
  • связующее – 1 весовая часть;
  • пигмент – 2-12% от веса смеси по результатам выкраса, см. ниже;
  • моделирующие добавки – по секретной фирменной технологии или результатам собственного уникального опыта.
  • Примечание: в штукатурку на акриловом связующем можно вводить до 80-90% наполнителя с пигментом в совокупности, как для жидкого камня. Стену для такой штукатурки следует подготовить, как под венецианскую на акриловой подложке, см. далее, и все-таки ограничиться 4 частями наполнителя с пигментом на 1 часть связующего – штукатурка не столешница, она не лежит, а висит на стене.

    Отделка стен декоративной штукатуркой немыслима без пробных выкрасов. Они нужны не только для подбора тона и проверки текстуры, но и для пробы на прочность прилегания: после полного высыхания пробы выкрас переворачивают вверх дном или ставят на попа и постукивают по его тыльной стороне обухом рукояки валика или шпателя. Если не отваливается – будет и на стене держаться.

    Выкрас делают на фанерном щите 0,5х0,5 м толщиной 8-20 мм. Фанера нужна без пропитки, самая простая, на казеиновом клее, из хвойных пород или березовая. Заменять фанеру гипсокартоном или другими плитными материалами нельзя: именно простая фанера на казеине держит штукатурку так же, как подготовленная стена.

    Примечание: фанера для выкраса нужна не расслоившаяся и новая, не пыльная и не захватанная. Пыль и жиропот резко снижают адгезионную восприимчивость подложки.

    Лессирование

    Лессирование – заключительная операция декоративной штукатурки. Ее назначение – придать рельефу и/или росписи поверхностную стойкость. Традиционный способ лессирования старых минеральных штукатурок – пчелиным воском: куском воска расчерчивают поверхность накрест, затем растирают роговой губкой, тонким войлоком или лощилом из сыромятной кожи.

    воск для лессирования

    Восковое лессирование – трудоемкая и ответственная операция. Воск наносят и растирают многократно, и в то же время нужно не стереть рельеф и не протереть рисунок. Достаточно сказать, что качество лессирования в старину проверяли, прикладывая ладонь к противоположной стороне стены: она должна была протеплеть насквозь от нагрева трением.

    В наше время лессируют либо прозрачным акриловым лаком – он легко проникает в поверхностный слой любой штукатурки – либо специальными лессирующими составами однократного применения; их просто наносят валиком или кистью. Но есть нюанс: если используется готовая смесь, то лессировать нужно составом того же производителя, и предназначенным именно для этой смеси. Проверить на совместимость всю, какая есть на рынке, штукатурную продукцию, физически невозможно.

    Надо сказать, что некоторые производители бессовестно используют это обстоятельство в корыстных целях: смесь вроде бы недорогая, а лессировка для нее… нет слов, один исконный русский ненорматив. Поэтому, выбирая готовую смесь, обязательно прочитайте в ФИРМЕННОЙ инструкции, чем ее рекомендуется лессировать, и поинтересуйтесь, сколько это стоит. На крайний случай – акриловый лак пока еще не испортил никакую штукатурку.

    Видео: пример лессировки в ролике производителя лаков

    Инструмент

    Для работы по декоративной штукатурке помимо обычного штукатурного инструмента понадобится и специальный: фактурные валики, штампы, растирочная губка, см. рис. Не помешает также и набор зубчатых шпателей, особенно если предполагается дизайн модернового клона.

    Инструменты для декоративной штукатурки

    Валики и штампы должны, во-первых, быть мягко-упругими, иначе получится не уникальный рельеф, а прокатка валком. Во-вторых, они не должны облипать смесью. Для постоянного использования лучше обзавестись валиками с тефлоновым или полиэстерным покрытием – они долговечны. Для разовой самодеятельной работы лучше приобрести дешевые полиэтиленовые.

    О губках для растирки нужно сказать особо. Элитная отделка до сих пор растирается натуральными морскими роговыми губками; в продажу они идут как «коралловые», хотя губка – совсем не коралл, и стоят дорого. Добывается два вида роговых губок: туалетная и конская. Первая нежнее, идет на чистовую затирку, а вторая, погрубее – на черновую.

    Однако практика показывает, что роговые губки с успехом заменяет обычная двухслойная кухонная губка для посуды. Ее жесткой волокнистой стороной ведут черновую растирку, а мягкой поролоновой – чистовую. Кухонная губка на штукатурке очень быстро изнашивается, но и стоит гроши.

    Подготовка стен

    Подготовка стен под декоративную штукатурку производится в следующем порядке:

    • Заделывают трещины.
    • Шпаклюют прочной цементной шпаклевкой.
    • Штукатурят соколом на весу БЕЗ МАЯКОВ, даже наводных; идеальной ровности, как под покраску или обои, добиваться не нужно – декор скроет мелкие недостатки.
    • Тщательно обеспыливают сухой макловицей, затем просасывают пылесосом с пылесборником.
    • Под все штукатурки, кроме венецианской – грунтуют грунтовкой глубокого проникновения по камню или штукатурке.
    • Под венецианскую штукатурку – делают подложку с песком, см. ниже.

    Маяки в базовой штукатурке использовать нельзя по следующей причине: базовый слой может быть не очень ровным, но должен быть идеально однородным. Заделанные канавки от удаленных маяков, высохшие наведенные маяки эту однородность нарушают, что через пару-тройку лет приведет к отслоению декора.

    Базовую штукатурку лучше брать теплую на вспученном вермикулите. Пенопластовая и т.п. не прочна, а в декоративной штукатурке, как нигде еще, нужно соблюдать непреложный отделочный принцип: сильное и тяжелое не должно ложиться на легкое и слабое.

    Зачем нужна именно теплая штукатурка? Декор по сути своей неоднороден, из-за чего чувствителен к температурному градиенту (перепаду температур) по толщине слоя. Несущие стены сейчас строят более из силикатного кирпича и бетона, обладающих довольно высокой теплопроводностью, из-за чего при резких переменах погоды градиент может выйти за пределы допустимого. Если же коробка из керамического кирпича, то топят сейчас не печами, а радиаторами, и стены метровой толщины не делают, что может дать тот же результат.

    Подкладка под венецианку

    Нанесение натуральной венецианской штукатурки требует значительных физических усилий, а замена песка мраморной пылью снижает адгезию смеси. Кроме того, чтобы венецианка показала себя во всей красе, подложка под нее должна отражать свет с блеском.

    Старинный способ грунтовки под венецианку – покраска свинцовыми или цинковыми белилами (туцией) на льняном масле с примесью мелкого кварцевого песка и молотого состарившегося и потерявшего ценность жемчуга. Сейчас базовую поверхность под венецианку красят жемчужной акриловой краской, тоже с добавкой песка, для улучшения адгезии вследствие шероховатости.

    Сколько нужно песка? Примерно 5-15% по весу. Точно определяют пробой на ноготь по высохшему выкрасу: ноготь должен идти легко и плавно, и на нем должно остаться равномерно-шероховатое белое пятнышко. Если видны отдельные царапинки – песка мало или он слишком крупный. Если тормозит, как по наждачке – песка много.

    Можно ли грунтовать по-старинке? Не рекомендуется. Во-первых, заменять жемчуг более дешевым, но все же дорогим жемчужным патом нет смысла: пат делают из чешуи мелких сельдевых рыб – кильки, тюльки, салаки, кибинаго – и по своим физико-химическим свойствам он совсем не жемчуг. Во-вторых, городская квартира – не родовое гнездо. Когда-то опять будет ремонт, и впитавшееся в стену масло проявит себя пятнами на обоях или краске, а избавиться от них очень трудно.

    Приемы работы

    Способы нанесения декоративной штукатурки несколько отличаются от них же для обычной, и включают дополнительные операции: подкрашивание, лепку, растирку, лессирование. О лессировании уже сказано; как делать венецианку, будет сказано особо далее. Здесь речь пойдет об общих приемах ручной работы. Механизированные способы: набрызг для получения сосулек на потолке и т.п. – предмет отдельного разговора.

    Есть еще одно существенное отличие: декоративку можно, и нужно, делать многослойной, для художественного эффекта. Она ничего более на себе держать не должна, а лессирование ее укрепит. Слоев может быть до 15 и более, сколько позволяет материал: толщина готового покрытия по впадинам рельефа не должна превышать 6 мм. Слои могут быть как сплошными, так и кусочными, но обязательно – мокрым по мокрому. Пусть предыдущий уже начал схватываться, но он должен быть влажным на вид и на ощупь.

    Готовую «декоративку» нужно наносить, разумеется, не соколом и правилом по маякам, а широким шпателем на весу. Смеси довольно вязкие, шпатель удобнее тянуть двумя руками, а мелкие неровности не имеют значения, т.к. дальнейшей отделки не предполагается.

    Шпатель, ровный или зубчатый, тянут снизу вверх вертикальными или наклонными полосами. В отличие от обычной, декоративку допустимо, ради пущего эстетического эффекта, наносить лучами вразбежку или со сгоном к центру. Шпатель тянут с небольшими волночками, покачивая поперек; так смесь лучше прилипнет к стене.

    Подкрашивание

    Нанесенный слой можно подкрасить (заколеровать) поверх, нанеся на него мохнатым валиком или флейцевой кистью тонкий слой той же смеси, но с дополнительным колером и разжиженной добавлением воды. Колеровать можно как мокрым по мокрому, под лепку, так и уже схватившийся, но еще сырой слой – под растирку.

    Лепка (которую можно делать валиками, штампами или просто пальцем в латекстной перчатке) не только создает рельеф. Лепка мокрого подкрашенного слоя разгоняет пигмент к вершинам рельефа, что уже дает некоторый переход цветов.

    Растирку слоя делают для следующего:

  • Губкой черновую – под следующий слой.
  • Ею же черновую и чистовую – чтобы растушевать нанесенный пятнами колер.
  • Соколом или шпателем по едва схватившемуся рельефу – чтобы сгладить его вершины в один уровень и выделить его цветом; так растирают штукатурки типа короед.
  • Штукатурка по трафарету

    Смысловые изображения штукатуркой можно делать по трафарету толщиной 1,5-4 мм. Трафаретный слой может быть как финальным, так и промежуточным. Если предыдущий слой ровный, трафарет проще сделать из картона; если рельефный – из пеноплена или мягкой резины. Смесь втирают в трафарет узким шпателем или вбивают торцевой кистью. Чтобы выделить по цвету, немного подсохший рисунок затирают, или наоборот, втирают в него губкой колер.

    Видео: нанесение декоративной штукатурки по трафарету

    Декоративную штукатурку сушат в проветриваемом помещении только естественным способом. Воздействие прямых солнечных лучей недопустимо: кроме завешивания открытых окон марлей или тюлем, нужно над окном устроить временный козырек или внутри – оттеняющие экраны. Ускорять сушку любым способом недопустимо, кроме отдельных участков под кракелюр, см. далее.

    Открыть свое творение для обозрения можно через сутки в ясную погоду или двое в пасмурную, а пользоваться комнатой – через неделю. Для схватывания очередного слоя требуется от 2 до 12 часов в зависимости от вида штукатурки и температуры. Спустя 15 часов после нанесения слой считается непригодным для работы мокрым по мокрому. Это уже или финиш, или вся работа испорчена.

    Виды штукатурок

    Виды декоративной штукатурки при всем их разнообразии не так уж сложно классифицировать, если исходить из конечного результата:

    • Венецианская – можно считать, прародительница всех прочих.
    • Лепная (рассмотрена ранее).
    • Восковые штукатурки.
    • Штукатурки отточенто (волокнистые).
    • Фактурная.
    • Структурная.
    • Флок-штукатурка.
    • Моделирующие штукатурки.

    Венецианка

    Венецианская штукатурка изобретена была еще в Древнем Риме. В античные времена массовым строительным материалом был мрамор, от обработки которого оставалось много отходов. Практичные римлянке мололи его в пыль и заменяли ею белый песок, которого в природе не так уж много. Затем заметили, что тонкий слой просвечивает, и стали наносить послойно, тщательно растирая каждый слой (рабский труд стоил дешево), что позволило получать покрытия, просвечивающие почти как настоящий мрамор, но пригодные для слабых и изогнутых стен. Нанося кусочные слои с наполнителем из цветного молотого камня, имитировали травертин и др. облицовочные материалы.

    Венецианская штукатурка в различных интерьерах

    Довел до совершенства технологию венецианки в XVI в. один из титанов Возрождения, величайший архитектор Запада Андреа Палладио. Он же первый стал создавать техникой венецианки художественные изображения. Сейчас венецианка возрождается, чему немало способствуют дешевые цены на мраморную муку (горнодобывающие компании предлагают наперебой) и появление недорогих и малотрудоемких акриловых красок и лаков для подложки и лессирования. Венецианка многократно и со знанием дела описана, поэтому раскроем лишь отдельные секреты.

    Венецианку часто искусственно состаривают, делая трещиноватость – кракелюр. Технология проста: слой покрывают специальным кракелюрным лаком (дорогим). Застывая, он ссыхается и тянет за собой штукатурку.

    Есть способ удешевить кракелюр и сделать его более естественным на вид, не снижая прочности покрытия. Но предварительно нужно потренироваться на выкрасах:

    • Кракелируемый участок подсушивают, постоянно зрительно контролируя, инфракрасным излучателем с рефлектором; хорошо подойдет древний электрокамин-чаша.
    • Чуть наметились трещины или ранее, смотря по опыту, подогрев прекращают, трещины сами расползутся.
    • В трещины зубоврачебным шпателем втирают штукатурный состав, заколерованный до черного или темно-серого газовой сажей; можно добавить темный сурик.
    • Остатки наполнителя стирают губкой.
    • Наносят тонкий полупрозрачный сплошной слой без колера.

    Видео: способ нанесения венецианской штукатурки кракелюр

    Не увлекайтесь цветными пятнами. Если не поленитесь нанести 10-12 слоев, и навык кое-какой уже есть, наполнителем возьмете чисто белую мраморную муку на известке, и отлессируете воском, даже тонкий знаток сразу не отличит такую венецианку от изысканнейшего каррарскоко мрамора, месторождения которого ныне почти исчерпаны.

    Темноватые прожилки на природном мраморе – включения битуминозного мрамора. Их имитацию легко получить искусственно: очередную порцию смеси колеруют газовой сажей на 5-15%, делают мазки изогнутым медицинским шпателем и растирают губкой. Обязателен следующий сплошной слой без колера.

    Видео: урок по венецианской штукатурке

    У венецианки есть серьезный недостаток и в то же время достоинство: она дышит, т.е. гигроскопична. Но ведь и в ванной хочется порой сделать декоративную штукатурку под какой-нибудь природный камень. Тут изобретателями оказались французы: кто-то придумал вводить в наполнитель 1/4-1/5 целлюлозных (растительных) волокон, мелко намолотых и проваренных в воске. Так появилась штукатурка «марсельский воск», на рис. слева, совершенно водонепроницаемая.

    Заменив целлюлозу лигнином из древесных отходов, получили затем андалузский воск (в центре), более грубый на вид, но и более дешевый. Сейчас все «восковые» штукатурки для помещений с повышенной влажностью делают готовыми к употреблению на акриле; их собирательное название – штукатурки типа мизури, справа на рис.

    Видео: пример римской штукатурки под камень

    Волокнистые

    Следующий шаг в увеличении прочности и эстетических достоинств штукатурных покрытий сделали опять итальянцы. Они вместо растительных волокон применили животные в виде шелковых нитей, получив бархатистую штукатурку отточенто, слева на рис. В современности классическую дорогую отточенто опять же заменили синтетикой на акриле, ничуть ей не уступающей.

    Торговые марки аналогов отточенто – вельветон (в центре) и вельветекс (справа). В чем между ними разница, толком не могут объяснить и сами производители. В расхожем суждении считается, что в вельветоне волокнистая присадка собрана в более-менее отчетливые конгломераты, а в вельветексе более-менее равномерно распределена. И то, и другое продается готовым к употреблению.

    Фактурная штукатурка – изобретение эры высоких технологий. В сущности, это уже не штукатурка, а жидкие обои: фактурные элементы вводятся в готовую смесь при изготовлении. Наносится фактурная штукатурка без особенностей; готовая поверхность – ровная. Чаще всего не требуется и растирка. Есть фактурные штукатурки, имитирующие венецианку, но они не дышат.

    Фактура может быть как хаотичной (см. рис. слева), так и регулярной, и даже с претензией на выразительность: листики, цветочки, бабочки и пр. Фактурные штукатурки находятся в состоянии бурной эволюции в направлении – плеснул на стену из ведра, высохло, получилась Джоконда или Венера Боттичелли.

    Фактурные штукатурки применяются, как правило, на кухне и в других маленьких помещениях со сложным температурно-влажностным режимом, но где требуется пестрый веселенький дизайн: они слишком дороги для отделки больших площадей, но абсолютно гигиеничны и гигроскопичны. Для спальни и детской не годятся – бликуют и не дышат.

    Структурные

    Со структурными штукатурками имеет место некоторая путаница в определениях: одни относят к ним любые рельефные штукатурки, в т.ч. лепные и трафаретные (см. рис. в параграфе и в начале текста); другие структурными считают только готовые к употреблению самоформирующиеся, т.е. такие, которые приобретают случайный уникальный рельеф при высыхании. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. технология нанесения тех и других сильно различаются: одни нужно доводить руками при наличии довольно развитого художественного вкуса, а другие просто намазывают шпателем, и конечный результат никак не зависит от воли и желания мастера.

    Самоформирующиеся готовые штукатурки изготовляют в промышленных условиях, но выбор необычайно богат, и ассортимент все время расширяется. Делаются они на акриле с синтетикой, пригодны для внутренней отделки любых помещений.

    Ходовые текстуры – короед (вторая и третья слева), террако, справа крайняя – дешевле благодаря минеральному наполнителю; получаются прокаткой валиком и затиркой по верху шпателем. Структурные штукатурки легко дополняются трафаретными, т.к. рельеф невысок.

    Видео: структурное нанесение штукатурки

    Флок по-немецки снежинка. Флоки (не ледяные, конечно) напыляют специальным распылителем на покрытую клеем оштукатуренную поверхность, см. слева на рис. По высыхании клея плохо прилипшие флоки смахивают кистью или щеткой и, также из пульверизатора, наносят акриловый лак. Флоки, клей и подстилающая штукатурная смесь продаются готовыми к употреблению в наборах или по отдельности. В таком случае, на упаковке флоков указывается, с какой подстилающей штукатуркой и на каком клее они совместимы.

    Флоковая и моделирующие штукатурки

    Некоторые умельцы делают флоки сами, набрасывают горстями и обдувают, едва начнет схватываться клей, сильной узкой струей воздуха из пылесоса, чтобы аккуратно придавить. Самодельная флок-штукатурка хорошо получается только по акриловой основной; к силиконовой или минеральной флоки приклеиваются слабо.

    Моделирующие

    Моделирующие штукатурки, в сущности, разновидность флоковых: инородные гранулы вводятся в готовую к употреблению смесь при ее изготовлении. Варьируя состав смеси, размеры, материал и форму гранул, получают покрытия «барашек», под шубу, «апельсиновая корка», «дождик» и др., см. пред. рис. Техника нанесения – обычная или напылением.

    Видео: разные способы нанесения одной и той же декоративной штукатурки

    Штукатурная технология переживает период расцвета; можно даже утверждать – свой золотой век. Ассортимент и эстетика готовой продукции непрерывно расширяются, а техника нанесения упрощается. Общая тенденция: пошел-купил-плеснул-подождал-3D готово.

    Королева декоративных штукатурок – венецианская штукатурка – переживает второе рождение. Освоив ее технику, можно сэкономить львиную долю затрат на элитную отделку или начать собственное прибыльное дело.

    Источник: viprusstroy.ru

    кино и театр