План эвакуации административного здания является документом, который должен быть во всех административных, хозяйственных и коммерческих зданиях. Он регламентирует порядок действия персонала учреждения и его посетителей при обнаружении признаков возникновения пожара. Учитывая то, что огонь распространяется необычайно быстро, план эвакуации здания должен быть продуман до мелочей, отработан качественно, подробно, с учетом всех нюансов, которые могут возникнуть при пожаре.
Образец плана эвакуации здания при пожаре
Создавая этот документ, его автор обязан предусмотреть все варианты возгорания, распространения огня и дыма, особенности строения и человеческий фактор. План должен быть точным и понятным с первого раза. Кроме того, он понадобится пожарным расчетам для проведения мероприятий по ликвидации огня, движения по этажам и поискам людей в помещениях.
Порядок действий, описанный в документе, является обязательным для сотрудников учреждения.
Для того, чтобы их действия были четкими и осмысленными, руководитель заведения обязан довести план до каждого человека, с определенной периодичностью проводить тренировки и учения по порядку действий при возникновении пожара.
Правила составления планов эвакуации
Согласно действующим правилам системы пожарной безопасности, планы эвакуации должны составляться для всех нежилых помещений, где работают 10 человек и более.
Пример плана эвакуации из здания автовокзала
Это обязательное требование, невыполнение которого карается в установленном законом порядке. Более подробно перечень таких помещений расписан в ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Вот, какие группы строений и помещений должны иметь документацию о порядке действий при обнаружении пожара:
Пример плана эвакуации из магазина
Если у руководителя созданного предприятия имеются сомнения относительно необходимости изготовления документации на случай пожара, то ему можно обратиться в одно из ближайших подразделений МЧС. Специалисты этого ведомства дадут квалифицированную консультацию и рекомендации.
Кроме того, в МЧС можно взять образец составления плана, который послужит основой для составления собственного документа. Для того, чтобы облегчить и ускорить работу вполне допустимо изучить примеры наиболее грамотных планов и получить их копии.
Структура плана эвакуации
Этот документ должен составляться по строго определенным правилам, так как от качества исполнения бумаг будет зависеть жизнь людей в критической ситуации. Состоит пожарная документация из текстовой и графической части.
Пример составленного плана эвакуации административного здания
Основной частью является схема (графическая часть), на которой обозначен порядок действия людей при возникновении экстремальной ситуации. В пояснительной записке (текстовой части) максимально подробно и доходчиво расписаны действия всех должностных лиц при возникновении пожара, с указанием временных показателей и способов отчетности.
Как правило, в изготовлении плана принимает участие несколько человек, отвечающих за различные направления деятельности организации.
Если все эти лица имеют равный статус, то они ставят свои подписи в нижней части бумаги. План может подписывать и заместитель руководителя, отвечающий за вопросы пожарной безопасности. Перед утверждением документ согласовывается с представителем территориального подразделения МЧС. После утверждения документации руководителем учреждения из нее делаются выписки и отдельные схемы.
Отдельная схема эвакуации из некоторых помещений
Это необходимо для того, чтобы довести порядок действий при пожаре до всех людей, которые работают в здании, или его посетителей.
Схемы эвакуации при пожаре бывают следующих типов:
Так выглядит локальный план эвакуации для номеров в гостинице
Как правило, схемы вывешиваются около входных дверей и в коридорах.
Исполнение графической части
Графическая часть состоит из планов каждого этажа здания. Если все этажи имеют одинаковую планировку, то делается только 1 лист, который копируется в нужном количестве экземпляров. Все помещения наносят схематично без указания мест, в которых не находятся люди (кладовки, архивы, бытовки).
На заготовку плана необходимо нанести информацию о:
- всех комнатах, где работают или теоретически могут временно находиться люди;
- дверях и окнах, в том числе вентиляционных;
- коридорах, тамбурах и холлах;
- входах на этаж и лестницы, в том числе вспомогательные, технические и внешние;
- лифтовых шахтах;
- подвальных и чердачных помещениях с указанием материалов, которые использованы в их отделке;
- системе вентиляционных каналов.
Условные обозначения на плане эвакуации
Названия всех помещений указываются на бумаге. Если комнат слишком много, то они обозначаются номерами. Расшифровка помещений указывается в условных обозначениях или в пояснительной записке. Двери, которыми можно воспользоваться, изображают в открытом виде. Закрытые выходы оснащаются сноской с указанием места, где хранятся ключи от них. Выходы на пожарные лестницы помечают соответствующей надписью.
После составления общего плана здания, на бумагу наносится следующая специфическая информация:
- маршруты движения к основным и запасным выходам (основной наносится сплошной линией, резервный — пунктиром);
- места, где находятся средства тушения пожара с их расшифровкой (песок, огнетушитель, гидрант, шанцевый инструмент);
- участки, на которых не происходит задымление во время пожара;
- ориентир места нахождения на каждой схеме, которые вывешиваются в здании;
Ориентир места расположения на плане эвакуации
- помещения, в которых находятся спасательные средства;
- комнаты, в которых можно безопасно спрятаться от огня и дыма при возникновении чрезвычайной ситуации.
Для удобства чтения графической части каждая группа условных обозначений имеет свой цвет. Так, все пути эвакуации рисуются зелеными стрелками. Средства пожаротушения, сигнализации и оповещения обозначаются красным цветом. Места сбора персонала, посетителей и учащихся обозначаются желтыми фигурами. Двери и лестницы рисуются черным цветом. В обязательном порядке исполнитель плана должен указать, что рекомендуется использовать основные маршруты, оставляя резервные пути на самый крайний случай.
Схема исполняется по правилам, относящимся к оформлению графических документов:
Образец оформления графической части плана эвакуации
В зависимости от площади помещений и сложности их планировки, графическая часть исполняется на листах форматом 600х400 мм и 400х300 мм.
Правила составления текстовой части
Текстовая часть выполняется на листах бумаги формата А4 книжной или альбомной ориентации. Документ выполняется в виде таблицы. В таблице четко расписываются все варианты возможных событий, действия персонала, подопечных, должностных лиц, временные показатели выполнения всех мероприятий.
Ориентировочная структура текстовой части может выглядеть так:
При подаче информации по системе громкоговорящей связи или по внутренней АТС, проводится оповещение голосом с использованием стандартного текста. Следует говорить о неполадках с электричеством, водопроводом или отоплением, чтобы не вызвать панику, которая может быть чревата человеческими жертвами.
План утверждается руководителем организации и подписывается его заместителем.
Заключение
Даже самый продуманный план сработает только в том случае, если он доведен до всех исполнителей и проверен на практике. Ознакомление с документом проводится под подпись, назначаются дублеры ответственных лиц. Не реже, чем 1 раз в полугодие проводятся практические тренировки по эвакуации персонала.
Автор: Петр Сергеев
Источник: