Светофор – сигнализирующее устройство, которым регулируется движение всех видов транспорта. Первое устройство, упорядочивающее автодорожное движение, в СССР появилось в 1930 году.
Только через 30 лет, в целях безопасности переходящих через дороги людей, стали устанавливаться и пешеходные варианты, которые за прошедшие годы кое в чем изменились. Они имеют внешние отличия и определенную высоту установки по ГОСТу.
Трёхцветный транспортный светофор
- 2.1 Уровень подвеса
Тип светофора имеет значение
Установка устройств, регулирующих дорожные потоки, регламентируется требованиями стандарта. Выбор места и высота подвеса зависит от назначения.
Установка нового регулятора движения
На улице есть две группы участников движения – на колёсах и «безлошадные». Перемещение и тех, и других должно быть упорядоченным, поэтому и создано 2 варианта светофоров: для транспорта обозначают литерой Т, для пешеходов – П.
Внутри каждой группы есть типы и виды исполнения. Каждому присвоена маркировка: после буквы принадлежности к группе идёт индекс, в котором зашифрован тип устройства, вариант его исполнения и конструкция.
Разновидности световых регуляторов движения
Помимо высоты установки светофора по ГОСТу есть и другая разница между приборами:
Основной вид для регулирования движения на пересечениях улиц.
Т*1 Традиционный вертикальный корпус.
Т*1*п L-образный (поворот направо).
Т*1*л С левым ответвлением.
Т*1*пл Т-образный, с правым и левым указателем.
Т*1*г Корпуса, при котором сигналы располагаются не сверху вниз, а по горизонтали.
Ставят для обозначения направления в то или иное ответвление дороги.
Используются и в качестве регуляторов многополосного движения.
Т*2 Могут иметь дополнительные секции или горизонтальную конструкцию.
Дублёр для сигналов, подаваемых главным светофором. Внешне они похожи, но и общие габариты и размеры сигналов у повторителя скромнее.
Установка светофоров дублирующего типа идет под главным электронным регулировщиком на высоте 2 м.
Делается это, когда для водителей, находящихся у границы стоп-линии, видимость высоко подвешенного основного прибора затруднена.
Т*3 Может иметь дополнительные секции.
Предназначен для входной установки на отдельные дорожные полосы. Символы – зелёная, показывающая вниз, стрелка и красный крест.
Когда разделение на полосы предусмотрено не по всей ширине дороги, такие указатели могут соседствовать с основными. Каждый из них отвечает за свой сектор проезжей части.
Т*4 Может иметь вариант Т*4*ж, с дополнительной жёлтой стрелкой.
Предназначен для упорядочивания движения на обособленных транспортных полосах. Имеет меньший размер.
Для рельсового транспорта так же применяется Т.10, отличающийся почти белым сигналом.
Т*5 Устанавливаются на трамвайных линиях, могут иметь конфигурацию буквы Т или Г.
Имеет один или два горизонтально расположенных, попеременно мигающих красных сигнала. Когда движение разрешено, сигналы выключаются. Ставят в основном перед ж/д переездами или мостами.
Т*6 Такой же прибор, только одинарный и с жёлтым сигналом, тип Т*7 (маневровый), ставят на самых сложных участках дороги, и они постоянно мигают, предупреждая о приближении состава.
Имеет не три, а всего два цветовых сигнала. Монтируют не на перекрёстках, а на участках сужающейся трассы, при необходимости организации попеременного движения.
Т*8 Всегда вертикальный.
Может использоваться для урегулирования неинтенсивного движения внутри территорий промышленных предприятий.
Специализированный тип, использующийся для регулирования велосипедного движения.
Т*9 Только вертикальный.
Но есть и пешеходные, обозначаемые литерой П, которые устанавливают на регулируемых пешеходных переходах.
Регулирование пешеходных потоков Имеют всего два типа: с круглым световым табло (п*1) и с квадратным (п*2). Верхний сигнал красного цвета, в виде стоящего человечка, внизу зелёный, символизирующий идущего пешехода.
Особенности размещения
Место установки и высоту светофора подбирают расчётом, чтобы сигнал хорошо просматривался со 100 метров — независимо от полосы, в пределах которой он нивелирует движение.
Сигналы, подаваемые боковыми секциями, должно быть видно минимум с полусотни метров.
Для чёткой видимости с определённого расстояния, само устройство и его вспомогательные секции оборудуют белыми, выступающими за их габариты минимум на 12 см, экранами.
Сигнальное устройство, оборудованное светоотражающим экраном
Если, несмотря на все принятые меры, сигнал издалека не просматривается, рядом с перекрёстком ставят такой знак «Светофорное регулирование».
Знак предупредит, что на перекрёстке есть светофор
Это касается световых устройств, регулирующих потоки транспорта, кроме повторителей сигнала и велосипедных. Для последних видимость должна быть обеспечена при нахождении водителя на линии «Стоп» или перед соответствующим знаком.
При передвижении по реверсивно регулируемым полосам дороги, оснащаемым светофорами типа Т*4, сигнал должен просматриваться вплоть до следующей точки регулировки.
В случае с прохождением трассы через тоннель, светофоры вешают на въезде в него.
Светофоры-указатели на въезде в туннель
Пешеходные сигнализаторы ставят по обе стороны улицы между бровкой дороги и тротуаром.
Когда на дороге есть разделяющая полоса или приподнятый над её плоскостью островок, дополнительные светофоры предусматривают и на них.
Установка регулирующих приборов на пересечении улиц с двухполосным движением
На регулируемых перекрёстках светофорами оборудуют все, предназначенные для перемещения людей переходы.
Сигналы пешеходных приборов должны хорошо просматриваться не только с места нахождения человека, но и с противоположной стороны.
Междупутье (островок безопасности)
Уровень подвеса
Высота светофорного устройства измеряется от нижней кромки, до уровня дорожного покрытия:
Пешеходный светофор ниже транспортного
Стандарт рекомендует соблюдать одинаковые расстояния установки на всём протяжении дороги.
Автор: Эльмира Пенькова
Источник: