Романс
Романс в музыке (в переводе с испанского romance, и в переводе с позднелатинского romanice — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое лирическое стихотворение, в основном, любовного характера. Романс — камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Впоследствии он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song).
Романс берёт своё начало из песни. Он появился и сформировался в 15 и 19 веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине 18 века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его становление оказало творчество известных поэтов, таких как Гёте и Гейне.
В 19 веке зарождаются немецкая и австрийская национальные школы романса (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Ж. Бизе, Массне, Г. Берлиоз, Гуно), и русская. Довольно часто композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: пример тому Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816 год), Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), позже к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и другие прославленные композиторы, в том числе русские: Мусоргский, Глинка, Римский-Корсаков.
Во второй половине 19 века становятся заметно присутствие чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.
Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.
В России романс приобрёл национальные черты. В России изначально «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (даже написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней».
После этого появился жанр русского романса, быстро набиравший популярность на волне веяний романтизма. В 18 веке существовал сентиментальный романс, когда стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского писались на мотивы народных песен.
На основе русского романса в первой половине 19 века прославленными российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.
Русские композиторы: Алябьев, Глинка, Варламов, Гурилёв, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Рахманинов, Свиридов, Чайковский, Верстовский, Римский-Корсаков, Булахов.
Виды русского романса:
- Городской романс — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
- Цыганский романс
- Жестокий романс
Основные жанровые признаки романса
Содержание романса не выходит за границы лирики. Текст посвящён , в основном, переживанию, как правило, любовному.Романс характеризуется лишь одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе столь разнообразен, что каждый исполнитель и слушатель может выбрать наиболее подходящее ему. По причине того, что романс, в основном, выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.Присутствие двух героев порождает одно из самых главных свойств романса — его интимность, камерность.Романс как вокально-поэтический жанр представляет симбиоз слова, музыки и речи.В романсе мелодия связана со стихом, кроме его характера отражает и поэтическую структуру и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
Романс можно наблюдать и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).
Форма романса присутствует и в инструментальной музыке под названием «romance sans paroles» («song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с превалирующим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Жанровые разновидности романса — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др.
Список исполнителей русских романсов:
- Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
- Плевицкая, Надежда Васильевна (1884—1940)
- Агафонов, Валерий Борисович (1941—1984)
- Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
- Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954)
- Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934)
- Шаляпин, Фёдор Иванович (1873—1938)
- Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005)
- Словцов, Пётр Иванович (1886—1934)
- Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982)
- Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918)
- Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000)
Источник: