Прогрессивный рок — comic-actors

 

Прогрессивный рок

 

Прогрессивный рок (прог-рок, прогрессив и прог, Progressive rock) — стиль рок-музыки, особенностью которого является усложнение музыкальных форм и творческое обогащение рока через взаимодействие с другими направлениями музыки (академической, народной, джазом и авангардом).

 

Прогрессивный рок зародился в конце 60-х в Англии, достиг своего апогея в начале 70-х (в Европе, Квебеке и США), пережил глубокий кризис в 80-х годах 20 века и с тех пор существует и развивается с переменным успехом. Сформировалось множество поджанров прогрессивного рока, таких как кентербери, прогрессив-метал, мат-рок, симфопрог, zeuhl.

Принадлежность групп к прогрессивному року трудно гарантированно определить. Больше всего повлиявшие на стиль в 70-х годах группы (Camel; Pink Floyd; Supertramp; Caravan; Emerson, Lake & Palmer; Genesis; Jethro Tull; King Crimson; Yes) звучали и исполнялись разнопланово — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) утверждают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность других групп и исполнителей (Queen; Uriah Heep; Radiohead; Фрэнк Заппа) к этому стилю не так очевидна. Необходимо подчеркнуть, что сам термин «прогрессивный» в начале 70-х использовался, чтобы выделить новизну групп, и только чуть позже он стал названием специфического музыкального стиля. Первоначальный смысл слова «прoгрессивный» при этом утратился. Это привело к некоторым проблемам в определении «прогрессивности» группы:

Единственной стандартной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком шестидесятых годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли).

Прогрессивный рок сформировался из разнообразных музыкальных веяний 1960-х годов. А чуть позже Beatles, по инициативе их продюсера Джорджа Мартина, начали обогащать свою музыку, совмещая традиционный рок с элементами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил этот эксперимент и начал создавать длинные композиции, но с не сложной структурой (например, «In-A-Gadda-Da-Vida»). Такие группы, как The Nice и Moody Blues, начали смешивать рок с европейской классикой, создавая длительные композиции с продуманными структурами. До настоящего синтеза рока и классики они в своей музыке не дошли, но их творчество было важным шагом артизации рока. Эти группы иногда относят к «прото-прогрессиву» и считают этот жанр переходным между психоделикой и прогрессивом.

Прог получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессив отошел от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например альбом «Trespass» включает «The Knife» (в переводе с английского нож) о злобном революционере и «Stagnation» (стагнация) о человеке, выжившем после ядерной бомбардировки.

Многие музыкальные обозреватели называют King Crimson как группу, записавшую первый «по-настоящему» прогрессивный альбом («In the Court of the Crimson King»). За ним быстро последовали прог альбомы других английских коллективов: «Atom Heart Mother», «Emerson, Lake and Palmer» и многие другие.

Прог-альбомов записывалось большое количество, некоторые прог-группы добились к середине 70-х популярности на уровне мейнстрима. Не менее талантливые коллективы выступали на одной сцене с популярными прог группами, но так и остались в тени (Gnidrolog; T2).

Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середине семидесятых, когда группы этого стиля постоянно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. К этому времени прог-группы не только в Европе, но и в Австралии (Sebastian Hardie), Канаде (Maneige), США (Kansas), Южной Америке (Aquelarre), Японии (Hiro Yanagida).

В конце 1980-х прогрессивный рок перестал быть интересным для слушателей. С одной стороны, серьёзный рок для молодёжи этих лет стал «музыкой отцов», а с другой — слушатель устал от образности и содержательности прога. Спрос рос на более простую музыку, под которую можно было хорошо отдохнуть и провести время и на которую не нужно столько терпения и внимания. Панк и диско стали популярны у слушателей и в СМИ, критики и члены панк-групп наперебой ругали прогрессив как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение обычно и по сей день, хотя в 2000-х произошло небольшое изменение.

Несмотря на это кризис затронул не все жанры одинаково. Аван-прог, продолжал развиваться усилиями Art Zoyd, Biota, Cardiacs, Debile Menthol, Etron Fou Leloublan, Lars Hollmer, и других. К тому же, из-за неравномерности распространения, прог в разных странах испытывал в те годы даже подъём — в СССР (Автограф; Ариэль; Диалог), в Японии (Bi Kyo Ran).

Второе оживление, охватило прогрессивный рок в начале девяностых, во время так называемой «Третьей Волны».

В настоящее время (2000 — 2010) популярность прогрессив-рока остаётся ниже пиковой в 70-х, но потихоньку продолжает расти. Происходит множество воссoединений прог-коллективов, иногда после десятков лет безмолвия. Наиболее заметны произошедшие в 2005 году возращения Pink Floyd и Van der Graaf Generator, некоторые даже стали записывать новые альбомы. Прогрессивный рок завоёвывает новую территорию, а именно, такие экзотические страны как Индонезия (Discus), Пакистан (Mizraab) и Узбекистан. Совместно с этим возрождается жанр прогрессивного фолк-рока (The Decemberists; Karnataka).

 

Источник: eurodance-music.ru

кино и театр