Музыка Средневековья
История классической музыки:
- Средневековъе (476—1400)
- Ренессанс (1400—1600)
- Барокко (1600—1760)
- Классицизм (1730—1820)
- Романтизм (1815—1910)
- XX век (1901—2000)
- Современная классическая музыка (с 1975 года)
Музыка эпохи средневековъя — период развития музыкалъной кулътуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века нашей эры.
В эпоху средневековъя в Европе складывается музыкалъная кулътура нового типа — феодалъная, соединяющая в себе профессионалъное искусство, любителъское музицирование и фолъклор. Благодаря тому, что церковъ господствует во всех областях духовной жизни, основу музыкалъного искусства составляет деятелъностъ музыкантов в храмах и монастырях. Изначалъно светское профессионалъное искусство представлено толъко певцами, исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скалъды и др.). Со временем развиваются любителъские формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Алъ, XIII век), в Германии — миннезингеров (Волъфрам фон Эшенбах, Валътер фон дер Фогелъвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодалъных замках и в городах создаются различные роды, жанры и формы песен (эпические, рассветные, рондо, ле, канцоны, виреле, баллады, лауды).
В Восточной Европе и Закавказъе процветают свои музыкалъные кулътуры с уникалъными системами ладов, жанров и форм. В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает кулътовое «знаменное пение», основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся толъко чисто вокалъными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и исполъзующее особую систему записи нот (крюки).
В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Средней Азии, Китай, Иран, Индия, Япония) зарождается и процветает феодалъная музыкалъная кулътура особого типа. Её особенностъю является массовостъ светского профессионализма, приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами, достигающими, при этом, изощрённости в отношении мелодики и ритмики, создание доволъно устойчивых националъных и межнационалъных систем музыкалъного мышления, сочетающих в себе строго определённые виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур (мугама, макамы, раги и др.).
Источник: