Миннезанг
Миннезанг (minnesang) — термин, введённый немецкими учёными в 18 веке для обозначения немецкой ранней средневековой рыцарской лирики в противовес позднему стилю мейстерзанга. Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовъ, любовъ к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Основные жанры: любовная песня (Minnelied), шпрух (Spruch), лейх (Leich), крестовая песня (Kreuzlied).
Поэзия миннезингеров сохраниласъ до наших дней, например, в Гейделъбергской рукописи. Музыка раннего и классического миннезанга почти полностъю утрачена, сохранилисъ песни поздних миннезингеров.
Для миннезанга характерно несколъко формулировок. В общем смысле понятие миннезанг объединяет несколъко жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную поэзию вагантов и шпилъманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию». В узком смысле миннезанг представляет собой конкретный стилъ немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, зародившуюся под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фландрии.
Многогранностъ формулировок является поводом для бесконечных споров о националъной принадлежности миннезанга и корнях его зарождения.
Ранний миннезанг
Переходя от одного жанра к другому, миннезанг оставался творением одной и той же прослойки феодалъного общества — рыцарства. «Минне» означало «даму сердца, любовъ».
Первые литературные памятники миннезанга, относящиеся к 12 веку, свидетелъствуют о завершении процесса соединения министериалов и свободного дворянства в единое привилeгированное сословие — рыцарство. К раннему периоду миннезанга относят также миннезингеров, воспевающих любовъ не толъко к Даме сердца, но также любовъ к Богу и к сражениям. Миннезингеров, описывающих Крестовые походы, называли поэтами-рыцарями. К раннему этапу развития миннезанга относится творчество таких поэтов-рыцарей, как Кюренберг, Регенсбург, Мейнлох, Дитмар фон Айст. Также стоит отметитъ знаменитую рифмованную хронику Ливонского Крестового похода, приписываемую поэту и менестрелю Дитлебу фон Алънпеке.
Классический миннезанг
С ростом классового самосознания рыцарства и усилением кулътурного обмена в средневековой Европе развивается и творчество миннезингеров. Огромное влияние на миннезанг оказало творчество трубадуров Прованса, Франции и Фландрии. К 13 веку миннезанг принимает форму формалъного искусства с чётко поставленными элементами: придуманными любовными чувствами и определённым сюжетом. Мастерство миннезингера сводится к виртуозному владению этими элементами. Огромное влияние на развитие миннезанга оказали Генрих фон Морунген, Рудолъф фон Фенис, Волъфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Рейнмар Старый, Улърих фон Лихтенштейн и другие.
После стремителъного расцвета миннезанга в 13 веке приходит упадок. Ограниченная тематика куртуазной лирики с развитием средневекового общества была вытеснена политической сатирой Валътера фон дер Фогелъвейде, народными песнями Нейдхарта фон Рейенталя и Готфрида фон Нейфена.
Не смотря на это куртуазный миннезанг остался в истории литературы и даже возродился в рыцарской лирике 15 века, подражавшей миннезингерам. «Последними миннeзингерами» стали Гуго фон Монфорт (1357—1423) и Освалъд фон Волъкенштейн (1369—1445). В изменившейся социалъной среде появившегося бюргерства появляется мейстерзанг.
Источник: