Месса
Месса — музыкальное произведение, в составе которой лежит католическая литургия латинского обряда. Тексты наложены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, таких как Церковь Швеции.
Помимо этого мессы исполняются вне богослужения на концертах, а некоторые и вовсе специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.
Уже начиная с 14 века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались, в основном, на основе постоянных частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу 14 века музыка к 6 частям ординария заняла лидирующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей принято считать английского композитора Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс принадлежит творчеству Жоскена Депре (свыше 20 месс). Помимо этого Жоскена Депре первым применял приемы пародии.
В XVI веке заимствoванная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной вновь, тем самым образуя своеобразный тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в том числе Палестриной, Лассо и другие. В этоже время стали появляться иные типы — каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках образовалясь также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части практически полностью заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.
В 17-18 веках основной акцент делался на концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась так называемая месса-кантата, где отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые исполнена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, которые впоследствии были названы как Металлическая месса (Metallimessu) и стали исполняться в разных финских церквях, собирая большое количество людей.
Главной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, состоящий из следующих частей:
I. Kyrie eleison — Господи, помилуй — единственная часть на древнегреческом.
II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
III. Credo — ВеруюIV. Sanctus — СвятV. Benedictus — Благословен
VI. Agnus Dei — Агнец Божий
Состав исполнителей мессы на протяжении длительного периода времени опредилялся эпохой, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу довольно многообразны. До 19 века мессы сочинялись исключительно для мужчин, где высокие партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.
Основные хоровые составы:
- Мужской хор
- Хор мальчиков, юношей и мужчин
- Смешанный хор
- Детский хор
Типы месс:
- Месса на Cantus firmus
- Месса-пародия (на основе мотетов, шансон и мадригалов)
- Каноническая месса
- Месса-парафраза
- Органная месса
- Месса-кантата
- Заупокойная месса — Реквием
- Металлическая месса
Наиболее известные мессы:
- Гийом де Машо — «Месса Нотр-Дам» (1350 год)
- Иоганн Себастьян Бах — Высокая месса си минор
- Ференц Лист — Гранская месса (1855 год)
- Франц Йозеф Гайдн
- Джакомо Пуччини — Месса для четырехголосного хора и оркестра (1880 год)
- Иоганн Себастьян Бах — «Немецкая органная месса»
- Людвиг ван Бетховен — Торжественная месса (1824 год)
- Ян Дисмас Зеленка —Месса Бога-Отца
Источник: