Китайский рок
Китайский рок (пиньинь букв. «китайская музыка, качайся и крутись» или «китайский рок-н-ролл») — жанр музыки, который появился под влиянием американской культуры. Применяемые инструменты, как правило, современные, иногда с использовании традиционных китайских.
Корни Китайского рока исходят из музыкального стиля «северо-западный ветер» (пиньинь), впервые появившемся в континентальном Китае. К образованию нового стиля привели две песни, «Синьтянью» и «Ничего за душой». В обеих можно наблюдать заметное влияние песенных традиций северной провинции Шэньси в сочетании с быстрым темпом, сильным ритмом и весьма агрессивными басовыми партиями. В противоположность мягкому стилю кантопоп песни «северо-западного ветра» пелись громко и с выражением. Они стали воплощением в музыке широкомасштабного культурного движения за «поиск корней», которое наблюдалось также в литературе и кинематографе.
Многие песни «северо-западного ветра» имели политическую окраску, включая аллюзии или пародии на революционно-коммунистические песни, такие как «Наньнивань» и «Интернационал». Эта музыка выражала нарастающее в среде китайской молодёжи чувство неудовлетворённости, а также влияние западных идей индивидуализма и самовыражения. Как музыка, так и стихи отражали присущее северо-западному крестьянству чувство гордости за собственную мощь. Такие песни, как «Смело вперёд, сестра!» отражали, первобытный, патриархальный уклад Китая в противоположность «слащавому» стилю гантай.
Местом зарождения китайского рока принято считать Пекин. В столице музыка была пронизана политическими идеями и открыта для разнообразного влияния извне страны.
Почти целое десятилетие после 80-х гг. рок состоял, в основном, из «живых» выступлений в маленьких барах и гостиницах. Основными слушателями были студенты университетов и представители богемы. К началу 1990-х годов китайский рок начал смешиваться с культурой мэйнстрима, при этом оставаясь всё тем же сочетанием «северо-восточного ветра» и «тюремных песен».
Считается, что первой китайской рок-композицией была «Ничего за душой», впервые прозвучавшая в 1984 году в исполнении Цуй Цзянем, которого часто называют «отцом» китайского рока. Песня принесла в постревoлюционный Китай абсолютно новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для старшего поколения песня стала, скорее, символом невыполненных обещаний правящего режима.
Китайский рок достиг пика своей популярности в 1990—1993 годах. В это время были основаны сотни новых групп, а концерты стали проводиться регулярно. Государственные СМИ, такие как CCTV, не приняли эту рок-музыку, поэтому главной формой выступления по-прежнему оставались незначительные концерты, проводившиеся в неформальной обстановке.
К 1994 году китайский рок начал постепенно угасать, по причине влияния жёсткой цензуры коммунистической партии, запрет на передачу рока на TV и ограничение выступлений. Еще одной причиной упадка популярности китайской рок-музыки стало снижение интереса к политической жизни страны в целом.
Представители:
- Кэнди Лу Цяоинь
- Чи Чжицян
- Цуй Цзянь
- Сюй Вэй
- Сюэ Цунь
- Ван Фэн
- Ван Лэй
- Хэ Юн
- Лю Ицзюнь
- Вань Сяоли
- Николас Це
Источник: