Григорианское пение
Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; итал. canto gregoriano англ. Gregorian chant, фр. chant gregorien, нем. gregorianischer Gesang), григорианский хорал, cantus planus — традиционное литургическое пение римско-католической церкви.
Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), автора множества песнопений римской литургии. На самом деле роль Григория сводится лишь к составлению литургического обихода, возможно, антифонария.
Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки: от органума и дисканта вплоть до мессы высокого Возрождения.
По степени распева (богослужебного) текста песнопения подразделяются на силлaбические (1 тон на слог текста), невматические (2-3 тона на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др.
По типу исполнения григорианское пение классифицируется на aнтифонное (чередование двух групп певчих, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля или хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв). Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами.
В основных чертах григорианское пение сформировалось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в 8-9 веках. В григорианском пении сочетаются древные интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы староримской, галликанской, амвросианской церкoвнопевческих традиций, фольклор германских и кельтских племен.
Самые древние рукописи григорианского пения (конец 8 века) содержат лишь тексты (в том числе, тонарии, служившие пособием для певчих). От 9 века до нас дошли первые нотные рукописи. Сначала григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в 12 веке зародилась линейная квадратная нотация. К 12-13 векам григорианское пение закрепилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия).
С 13 века богослужебное пение западных католиков стали называть cantus planus («плавный» или «ровный» распев) — имеется ввиду, одноголосный распев с ненотированным ритмом, в противовес cantus mensuratus (или mensurabilis, «размеренный», мензуральный), тоесть многоголосной музыке с зафиксированным в нотации ритмом. Суйчас термином cantus planus зачастую называют сочетание множества традиций и «диалектов» григорианского пения.
Начиная с 1980-х годов предприняты попытки реконструкций истории общепринятых традиций григорианского пения — амвросианской, беневентанской, мозарабской, староримской. В следствии того, что нотные рукописи локальных традиций произошли гораздо позднее (12-16 вв.), чем древнейшие рукописи григорианского пения, такие попытки восстановления носят гадательный характер.
Некоторые мотивы григорианского пения заимствовано также представителями поп-музыки (Enigma, Gregorian, Lesiem).
Источник: