Фолк-рок
Фолк-рок — музыкальный жанр, в состав которого входят фольклор и рок-музыка. Вполне возможно, что первой фолк-рок песней была американская народная «House of the Rising Sun», спетая британской рок-группой «The Animals» в 1964 году. Музыка «The Beatles» оказала существенное влияние на калифорнийскую группу «The Byrds», которая записала электрическую версию «Mr Tambourine Man» Боба Дилана в 1965 году и основывала американское фолк-рок движение.
Американский фолк-рок (с середины 1960-х)
Музыкальное содержание стиля сопровождалось сильной вокальной составляющей и, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов Американского фолк-рока подвержен влиянию американских фольклорных источников, а также вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители — «The Byrds», «The Band», «Buffalo Springfield», «Саймон и Гарфанкел». Следует отметить, что Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, на альбоме «Bringing It All Back Home» 1965 года.
Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри. Несмотря на это блюз-рок не считают подстилем американского фолк-рока, по причине сформировавшихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).
Блюз-рок
Начиная с середины 60-х многие известные британские коллективы, такие как «Led Zeppelin», «The Animals», «Cream» и «The Rolling Stones», вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который сейчас называют блюз-роком. В своё время они стали частью «британского вторжения» и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании.
Кантри-рок
В 1967 году на свет появилась композиция «John Wesley Harding» из альбом Боба Дилана, положившая начало нового жанра. Первой кантри-рок группой стала «Flying Burrito Brothers» за которой, впоследствии, последовали многие другие, в том числе «Eagles» и «Линда Ронстадт», добившиеся колоссального успеха.
Электрик-фолк
Начиная с 1967 года американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрик-фолком» (electric folk)). Первопроходцами данного стиля в конце шестидесятых стали «Pentangle» и «Fairport Convention». Начиная с североамериканской формы фолк-рока, «Pentangle», «Fairport Convention» и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. Через пару лет, в 1969 году, басистом «Fairport Convention» была образована «Steeleye Span». А в 1971 году появилась группа «Albion Band».
Кельтский рок (с начала 1970-х)
Электрик-фолк, послужил неким трамплином для более популярного течения, а именно кельтского рока, сочетающего в себе элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. В Бретани Алан Стивелл (Alan Stivell) начал смешивать бретонскую, а также ирландскую и шотландскую музыку с рок-музыкой. В Ирландии появились такие группы, как «Thin Lizzy» и «Horslips». По крайней мере, в первой половине 1970-х годов, кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на применении традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также обычных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными для рока приёмами.
Мидивал-фолк-рок (с начала 1970-х)
Начиная с 1970-х несколько исполнителей из Англии, Германии и Британи, вдохновлённых электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад XIX века, преобладавших у «Fairport Convention». В 1972 вышеупомянутая «Steeleye Span» выпускает альбом «Below the Salt», выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы — «Gryphon», «Gentle Giant» и «Third Ear Band».[9] В 1970 в Германии сформировалась группа «Ougenweide». В Бретани появились «Ripaille» (в 1977) и «Saga de Ragnar Lodbrock» (в 1979).[10] Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например «Gentle Giant» и «Gryphon», отклонились в сторону прогрессивного рока, другие распались.[11] В России (СССР) также были примеры нео-средневековой музыки, в частности, песня Город Золотой в исполнении группы Аквариум на музыку Канцоны итальянского композитора эпохи Ренессанса Francesco da Milano и стихи Хвостенко (с некоторыми изменениями в тексте).
Фолк-панк
С середины 1980-х годов в Британии появляются коллективы, совмещающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее известные из них — The Men They Couldn’t Hang, Oyster Band и The Pogues.
Неофолк
С середины 1980-х на стыке пост-панка, фолка и индастриала образовался новый стиль. Дэвид Тибет из «Current 93» использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 1980-х по ранние 1990-е г.. К пионерам этого стиля также относят «Death In June» и «Sol Invictus».
Фолк-метал
В начале 1990-х годов английская трэш-метал группа «Skyclad» соединила фолк-музыку с металом, тем самым положив начало новому музыкальному течению. Кроме того, в Германии выделился особый поджанр фолк-метала — средневековый метал.
Российские фолк-рок исполнители сочетают элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных и народов России. В качестве примера можно назвать коллективы Ят-ха и Сак-сок, исполняющие тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.
Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 1960-х и начале 1970-х: «Песняры», «Ариэль».
В первой половине 1990-х появляется большое количество разнообразных групп, среди них «Сказы Леса» («Хулиганы»), «Ad Libitum», «Рада и Терновник» и «Башня Rowan». Музыкальная тематика этих групп разносторонняя и содержит помимо фолк-рока большое количество других направлений, от психоделии до джаза и неофолка. В 1994 году на свет появляется «Nigredo» Сергея Калугина, первый альбом в России в стиле дарк-фолк.
С конца 1990-х образовывались не менее интересные группы, среди которых группа Ива Нова (женская группа, которая помимо традиционных музыкальных инструментов, использует сковородки, металлические горшки и прочую домашнюю утварь), ( The Dartz, Пелагея, Тол Мириам, Злата Сварга, Gen-Dos, ДХ, TINTAL, Сиблинги, Дорога Водана, Внуки Святослава, Северный Цвет, МенестрелИ, Начало Века, Наследие Вагантов, Крыс и Шмендра, Райдо, Osimira,Нимриэль, H-Ural, Монолог в пустыне, Братья Енотовы. Питерский коллектив Sherwood дважды приглашался великим гитаристом Ричи Блэкмором для выступления на разогреве его коллектива Blackmore’s Night.
Среди компаний выпускающих фолк-рок в России можно отметить ряд рекорд-лейблов: Kailas Рекордс, Навигатор Рекордс, Sketis Music, Перекресток Рекордс.
Источник: