Почему скрипки великих итальянцев считаются лучшими в мире?

Скрипки итальянских мастеров

У Булата Окуджавы в одной из песен есть такие строки:

И действительно, непонятно, как кусок дерева с натянутыми жилами может дарить нам такие волшебные звуки? Конечно, очень многое зависит от того человека, который играет на скрипке, вкладывая в свою игру душу. Но несомненно и то, что от тех, кто изготовляет скрипки, зависит не меньше.

Когда речь заходит о скрипках и тех, кто их изготовляет, сразу вспоминаются древние итальянские фамилии: Страдивари, Амати, Гварнери. Скрипки великих итальянцев считаются лучшими в мире — любой знаменитый музыкант просто «обязан» играть на «итальянцах», иначе его просто не поймут. Но действительно ли эти скрипки таковыми являются, или миф об их необыкновенном звучании был сформирован искусственно? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что ни одна скрипка, изготовленная теми же Страдивари, Амати или Гварнери, не сохранилась с тех времен в первозданном виде. Все они неоднократно переделывались, реставрировались руками прекрасных мастеров, в основном остававшихся для истории безымянными. Иногда от прежних скрипок оставался миллиметр старого дерева и слой лака.

Можно сказать, что мода на скрипки итальянцев была создана искусственно. Малоизвестно, что того же Страдивари заново открыли спустя 100 лет после его смерти, до этого никто не считал его гением. Своей славой Страдивари обязан французскому скрипичному мастеру Вильому, имевшему свой магазин музыкальных инструментов. Вильому нужно было продавать скрипки Страдивари, и он устроил им гениальную рекламу, после чего они резко поднялись в цене. Мало известно и то, что на конкурсах музыкальных инструментов, когда прослушивание идет за ширмой, известнейшие профессора присуждали скрипкам Страдивари далеко не первые места. Во всяком случае, скрипки лучших русских мастеров ничуть не хуже скрипок знаменитых итальянцев.

Закончить рассказ о скрипках хочется словами того же Булата Окуджавы:

кино и театр